Явления обрастания в море
Всякие подводные предметы в море — камни и скалы, сваи и пристани, днища кораблей, обрастают густым покровом растений и животных. Для того чтобы представить себе, насколько велики могут быть обрастания, можно привести такой пример. На бортах одной баржи, пролежавшей несколько лет под водой в Чёрном море, после того как её подняли на поверхность, был обнаружен толстый слой обросших её организмов. Оказалось, что мощность этого слоя обрастаний достигала 90 кг на 1 кв. м поверхности. Само обрастание может и не производить вредного действия на материал тех подводных предметов, которые оно покрывает, но в определённых случаях это обрастание может причинять многомиллионные убытки, прежде всего, если такое мощное обрастание появляется на подводных частях морских судов и тем значительно понижает скорость судна.
В морских обрастаниях принимают участие самые различные морские организмы, способные плотно прирастать к твёрдой поверхности подводных предметов. Прежде всего это различные морские водоросли. Из животных наибольшее значение среди обрастателей имеют двустворчатые моллюски, особенно устрицы и мидии, ракообразные, главным образом усоногие (Giripedia), так называемые морские жёлуди (Balanus), мшанки, особенно мембранипора, гидроиды и из оболочниковых — асцидии. Меньшую роль играют в обрастаниях живущие в известковых или кожистых трубках кольчатые черви и губки.
Интересно отметить то, что иногда обрастания приобретают особо мощный характер в тех частях корпуса кораблей, где особенно сильны токи воды, — в кормовой части у винта и на рулевой раме. Многие сидячие морские организмы, лишённые способности ловить добычу, активна за ней гоняясь, вырабатывают способность процеживать через своё тело или через его придатки большие количества воды, чтобы выбирать из неё мелкие и мельчайшие организмы, входящие в состав планктона. Для таких фильтраторов выгодно, если мимо них проносятся токи свежей воды, — лишь бы только успевать вылавливать из неё пищу.
Когда корабль сильно обрастает морскими организмами, общий их вес может достигать многих десятков тонн и увеличивать осадку судна. Отчасти из-за этого, главным же образом из-за очень сильно возрастающего трения бортов и днища о воду скорость хода судна снижается, что ложится тяжёлыми накладными расходами на стоимость перевозки. Особенно сильны обрастания в тёплых морях. Становится необходимой частая постановка судна в док для очистки днища от обрастания, а на это тоже требуются немалые средства. В результате, по подсчётам, произведённым в США, торговый флот потерпел в 1929 г. только за счёт обрастания убыток в 100 млн. долларов. Скорость хода некоторых судов при значительном обрастании может падать на 50%, а расход горючего возрастать до 40%. Чем дольше корабль пребывает на стоянках в порту, тем более он обрастает различными организмами. В открытом море оседания организмов на борт корабля не происходит. Более высокая температура также способствует более сильному обрастанию; таким образом, в Белом и Баренцовом морях процесс обрастания выражен слабо, в Чёрном, наоборот, очень сильно.
Большое значение имеет окраска подводной части корабля. Большинство личинок организмов-обрастателей избегает сильного освещения и белой окраски и предпочитает затенённые места и чёрную окраску.
Менее всего обрастают суда, проводящие минимум времени в портах, т. е. пассажирские суда; грузовые обрастают сильнее. Более всего обрастают военные суда, подолгу простаивающие в портах, а в наихудшем положении оказываются пребывающие длительно на одном и том же месте плавучие маяки.
Обрастание судов, вызывающее часто значительное уменьшение скорости хода, имеет очень важное значение для военного флота во время военных операций. Известно много случаев, когда только по этой причине боевые операции развёртывались крайне неблагоприятно. Так, например, 5 мая 1917 г. быстроходный (по регистру) британский крейсер «Бристоль» не смог догнать менее быстроходное австро-венгерское судно из-за сильного обрастания днища. Для борьбы с обрастаниями кораблей обычно их вводили в док и обчищали корпус. Но в последнее время всё больше и больше входят в практику особые лаки и краски, предохраняющие от обрастания.
Обрастания очень вредны также и для различных плавучих сооружений, устанавливаемых в морских портах на длительное время, как, например, понтоны и т. п. Обрастание на них может быть настолько велико, что эти приспособления теряют свою плавучесть и тонут. Их приходится поэтому постоянно очищать от обрастающих их организмов.
Ещё в одном случае обрастание приносит очень большой вред: когда оно имеет место в трубах, по которым берётся вода из моря на заводские предприятия для охлаждения механизмов. Трубы могут настолько зарастать различными организмами-обрастателями, что вода перестаёт по ним поступать. Прочистка труб от обрастаний — дело, требующее больших средств и времени и даже остановки механизмов.
В морских обрастаниях принимают участие самые различные морские организмы, способные плотно прирастать к твёрдой поверхности подводных предметов. Прежде всего это различные морские водоросли. Из животных наибольшее значение среди обрастателей имеют двустворчатые моллюски, особенно устрицы и мидии, ракообразные, главным образом усоногие (Giripedia), так называемые морские жёлуди (Balanus), мшанки, особенно мембранипора, гидроиды и из оболочниковых — асцидии. Меньшую роль играют в обрастаниях живущие в известковых или кожистых трубках кольчатые черви и губки.
Интересно отметить то, что иногда обрастания приобретают особо мощный характер в тех частях корпуса кораблей, где особенно сильны токи воды, — в кормовой части у винта и на рулевой раме. Многие сидячие морские организмы, лишённые способности ловить добычу, активна за ней гоняясь, вырабатывают способность процеживать через своё тело или через его придатки большие количества воды, чтобы выбирать из неё мелкие и мельчайшие организмы, входящие в состав планктона. Для таких фильтраторов выгодно, если мимо них проносятся токи свежей воды, — лишь бы только успевать вылавливать из неё пищу.
Когда корабль сильно обрастает морскими организмами, общий их вес может достигать многих десятков тонн и увеличивать осадку судна. Отчасти из-за этого, главным же образом из-за очень сильно возрастающего трения бортов и днища о воду скорость хода судна снижается, что ложится тяжёлыми накладными расходами на стоимость перевозки. Особенно сильны обрастания в тёплых морях. Становится необходимой частая постановка судна в док для очистки днища от обрастания, а на это тоже требуются немалые средства. В результате, по подсчётам, произведённым в США, торговый флот потерпел в 1929 г. только за счёт обрастания убыток в 100 млн. долларов. Скорость хода некоторых судов при значительном обрастании может падать на 50%, а расход горючего возрастать до 40%. Чем дольше корабль пребывает на стоянках в порту, тем более он обрастает различными организмами. В открытом море оседания организмов на борт корабля не происходит. Более высокая температура также способствует более сильному обрастанию; таким образом, в Белом и Баренцовом морях процесс обрастания выражен слабо, в Чёрном, наоборот, очень сильно.
Большое значение имеет окраска подводной части корабля. Большинство личинок организмов-обрастателей избегает сильного освещения и белой окраски и предпочитает затенённые места и чёрную окраску.
Менее всего обрастают суда, проводящие минимум времени в портах, т. е. пассажирские суда; грузовые обрастают сильнее. Более всего обрастают военные суда, подолгу простаивающие в портах, а в наихудшем положении оказываются пребывающие длительно на одном и том же месте плавучие маяки.
Обрастание судов, вызывающее часто значительное уменьшение скорости хода, имеет очень важное значение для военного флота во время военных операций. Известно много случаев, когда только по этой причине боевые операции развёртывались крайне неблагоприятно. Так, например, 5 мая 1917 г. быстроходный (по регистру) британский крейсер «Бристоль» не смог догнать менее быстроходное австро-венгерское судно из-за сильного обрастания днища. Для борьбы с обрастаниями кораблей обычно их вводили в док и обчищали корпус. Но в последнее время всё больше и больше входят в практику особые лаки и краски, предохраняющие от обрастания.
Обрастания очень вредны также и для различных плавучих сооружений, устанавливаемых в морских портах на длительное время, как, например, понтоны и т. п. Обрастание на них может быть настолько велико, что эти приспособления теряют свою плавучесть и тонут. Их приходится поэтому постоянно очищать от обрастающих их организмов.
Ещё в одном случае обрастание приносит очень большой вред: когда оно имеет место в трубах, по которым берётся вода из моря на заводские предприятия для охлаждения механизмов. Трубы могут настолько зарастать различными организмами-обрастателями, что вода перестаёт по ним поступать. Прочистка труб от обрастаний — дело, требующее больших средств и времени и даже остановки механизмов.