История изучения
История изучения центральных частей Северного Ледовитого океана и островных архипелагов, заброшенных далеко на север в ледяные просторы, величественная географическая эпопея.
Первые этапы завоевания арктических стран в XVI и XVII веках были связаны с попытками отыскать северо-западный и северо-восточный проходы в Тихий океан. Эта идея руководила полярными путешественниками и в последующие столетия, а в 1878–1879 гг. Норденшельд на судне «Вега» обошёл всю Азию с севера. Идея северо-западного прохода не нашла своего воплощения в дальнейшем. Путь на восток вокруг Европы и Азии практически освоен в нашей стране уже в советское время.
Впрочем, освоение морского пути вокруг Азии в отдельных частях было осуществлено ещё в XIV и XV веках русскими, плававшими из Белого моря до устьев Оби и Енисея.
Начало серьёзному изучению центральных частей Северного Ледовитого океана положено известным дрейфом нансеновского «Фрама» в 1893— 1896 гг. от Новосибирских островов к Шпицбергену. Нансен впервые обнаружил большие глубины центральной впадины и дал представление о стратификации вод Арктического бассейна.
После 32-летнего перерыва в исследованиях центральной части Арктического бассейна они блестяще развернулись длинным рядом советских экспедиций, начиная с плавания ледокола «Красин» в 1928 г. к северу от Шпицбергена. Много ценных данных было получено экспедицией на «Садко», проникшей в 1935 г. до 82°42′ с. ш. и во время трёхлетнего дрейфа ледокола «Седов» (1937–1940).
Однако особенно крупные успехи в изучении центральных частей Северного Ледовитого океана были получены путём использования самолётов и проведения длительных наблюдений дрейфующими на полярных льдах лагерями. Честь первых полётов в высокой Арктике принадлежит лётчику Нагурскому, летавшему в 1914 г. с Новой Земли на поиски экспедиции Седова.
В 1937 г. самолёты высадили в районе полюса дрейфующую станцию И. Д. Папанина, продрейфовавшую в пролив между Гренландией и Шпицбергеном. Этот знаменитый дрейф получил обозначение СП-1.
В 1950–1951 гг. свыше года вела наблюдения дрейфующая станция М. М. Сомова (СП-2), высаженная с самолётов в районе «полюса недоступности»
В 1954 г. были оборудованы две дрейфующие станции — Трешникова в районе полюса (СП-3) и Толстикова в районе «полюса недоступности».
Все эти экспедиции дали богатейшие материалы по метеорологии, гидрологии, геологии и биологии. В частности, они показали, что центральная часть Полярного бассейна представляет собой не одну котловину, а две, разделённые громадным подводным хребтом, поднимающимся с четырёхкилометровых глубин, а вершинами достигающим до 1 000 м. Этот хребет, названный нашими исследователями хребтом Ломоносова, тянется от Новосибирских островов к острову Элсмира к западу от Гренландии (рис. 184).
Первые этапы завоевания арктических стран в XVI и XVII веках были связаны с попытками отыскать северо-западный и северо-восточный проходы в Тихий океан. Эта идея руководила полярными путешественниками и в последующие столетия, а в 1878–1879 гг. Норденшельд на судне «Вега» обошёл всю Азию с севера. Идея северо-западного прохода не нашла своего воплощения в дальнейшем. Путь на восток вокруг Европы и Азии практически освоен в нашей стране уже в советское время.
Впрочем, освоение морского пути вокруг Азии в отдельных частях было осуществлено ещё в XIV и XV веках русскими, плававшими из Белого моря до устьев Оби и Енисея.
Начало серьёзному изучению центральных частей Северного Ледовитого океана положено известным дрейфом нансеновского «Фрама» в 1893— 1896 гг. от Новосибирских островов к Шпицбергену. Нансен впервые обнаружил большие глубины центральной впадины и дал представление о стратификации вод Арктического бассейна.
После 32-летнего перерыва в исследованиях центральной части Арктического бассейна они блестяще развернулись длинным рядом советских экспедиций, начиная с плавания ледокола «Красин» в 1928 г. к северу от Шпицбергена. Много ценных данных было получено экспедицией на «Садко», проникшей в 1935 г. до 82°42′ с. ш. и во время трёхлетнего дрейфа ледокола «Седов» (1937–1940).
Однако особенно крупные успехи в изучении центральных частей Северного Ледовитого океана были получены путём использования самолётов и проведения длительных наблюдений дрейфующими на полярных льдах лагерями. Честь первых полётов в высокой Арктике принадлежит лётчику Нагурскому, летавшему в 1914 г. с Новой Земли на поиски экспедиции Седова.
В 1937 г. самолёты высадили в районе полюса дрейфующую станцию И. Д. Папанина, продрейфовавшую в пролив между Гренландией и Шпицбергеном. Этот знаменитый дрейф получил обозначение СП-1.
В 1950–1951 гг. свыше года вела наблюдения дрейфующая станция М. М. Сомова (СП-2), высаженная с самолётов в районе «полюса недоступности»
В 1954 г. были оборудованы две дрейфующие станции — Трешникова в районе полюса (СП-3) и Толстикова в районе «полюса недоступности».
Все эти экспедиции дали богатейшие материалы по метеорологии, гидрологии, геологии и биологии. В частности, они показали, что центральная часть Полярного бассейна представляет собой не одну котловину, а две, разделённые громадным подводным хребтом, поднимающимся с четырёхкилометровых глубин, а вершинами достигающим до 1 000 м. Этот хребет, названный нашими исследователями хребтом Ломоносова, тянется от Новосибирских островов к острову Элсмира к западу от Гренландии (рис. 184).
Рисунок 184. Северный Ледовитый океан (район исследований).