Как их ловят
Совершим небольшое путешествие к японским островам. Встанем пораньше и выйдем в море.
Мы увидим, как рыбаки спускают на дно какие-то странные снасти: горшки да кринки. Каждая кринка бечёвкой привязана к длинной верёвке. Получается перемёт из кринок. Концы верёвок плавают на буйках.
Некоторые рыболовы проверяют поставленные раньше ловушки. Добыча упирается, не хочет вылезать из приглянувшегося жилища. Тогда рыбак бросает в кринку щепотку соли — упрямые пленники поспешно покидают убежище.
Конечно, это осьминоги: у них в обычае забираться в посудины.
Подметив эту их слабость, рыбаки многих стран опускают в море глиняную посуду, а море наполняет её пищей. Не всегда в кувшине сидит лишь один осьминог, иногда в нём поселяется компания из восьми-десяти квартирантов.
В Италии «кувшинный перемёт» называют муммареллой. Применяют его и в Индии, но вместо кувшинов индийцы подвешивают на лине крупные раковины морской улитки птероцеры — семьсот-девятьсот раковин. И ежедневно добывают такой снастью двести-триста осьминогов.
Кубинским рыбакам муммарелла тоже известна. Здесь осьминогов соблазняют раковинами улитки стромбуса. Проверяют ловушки каждый день, приблизительно четверть раковин бывает заселена пульпо, то есть осьминогами.
А в Тунисе рыбаки ведь вот до чего додумались — не горшки и даже не бочки бросают в море... целые дренажные трубы! Одну трубу за другой опускают на дно. Укладывают их рядами — длиной примерно в километр. Осьминоги не заставляют себя долго ждать.
Ловцы осьминогов у берегов Алжира и Туниса поступают иначе.
Из толстых пальмовых ветвей устраивают на мелководьях узкие и запутанные лабиринты. Сооружения милями тянутся вдоль берега. Во время отлива осьминоги находят в лужах внутри лабиринта удобные для себя убежища. Тут их без труда и собирают, связывают в пачки по пятьдесят штук. Артель из четырёх человек добывает ежедневно восемь-десять таких пачек, то есть четыреста-пятьсот осьминогов.
Некоторые исследователи утверждают, что Нептун получил свой традиционный трезубец от ловцов полипусов: издавна на берегах Средиземного моря осьминогов бьют такими острогами. Охотятся на мелководьях во время отлива.
А из глубокой воды осьминогов выманивают цветными лоскутками. Красную тряпочку привязывают к грузилу и забрасывают далеко в море. Если эту незатейливую снасть быстро подтягивать к себе, то иногда удаётся вытащить на берег вцепившегося в тряпку осьминога. Тут приходит в действие трезубец Нептуна, и осьминог прощается с жизнью.
На островах Тихого океана осьминогов бьют копьями ночью на рифах.
«Я хорошо помню, — пишет Паул Барч, — мою первую охоту на осьминогов. Наш корабль „Альбатрос“ стоял на якоре в полумиле от селения Лючо на Филиппинских островах. Мы только что вернулись на палубу, чтобы заняться рыбной ловлей при подводном освещении, когда заметили на берегу процессию с горящими факелами, шествующую из деревни к песчаной отмели, окаймлявшей риф.
Наше любопытство увеличилось до предела, мы спустили лодку и скоро присоединились к партии мужчин и мальчиков. Каждый держал длинный — в три-четыре метра — факел из расщеплённого бамбука. Факелы несли на левом плече, поддерживая левой рукой, и они были зажжены спереди. Правая рука освобождена для „боло“ — копья.
При свете факелов можно хорошо рассмотреть дно мелководья и осьминогов на нем, которые покинули надёжные пещеры рифа и вышли на охоту на мелкую отмель внутри него. Это забавные существа; их согбенные позы и большие испуганные глаза вызывают жалость и любопытство. Но рассматривать некогда — боло быстро вонзается в жертву, и осьминог уже извивается на тростниковой верёвке».
На острове Гуам Барч видел другой, совершенно ни с чем не сравнимый способ добычи осьминогов.
Сначала рыбаки, пишет он, ищут на отмели самую противную на вид голотурию. Привязывают её к верёвке с грузилом и отправляются на риф за осьминогами. Здесь с помощью голотурии исследуют расщелины рифа: голотурию опускают на верёвке в каждую впадину, в каждую дыру.
«Отрадная картина видеть этих ловцов. Они работают на гребнях бушующего прибоя с судёнышка столь
хрупкого, что просто непостижимо, как люди ухитряются удержать его и не разбиться в щепки».
Если голотурия попадёт в убежище осьминога, то «брезгливый» хищник сразу покидает его, спешит на «чистый воздух» и становится добычей человека. Очевидно, что-то такое есть у голотурии, добавляет Барч, что так сильно действует на осьминога, заставляя его избегать непосредственного с ней соседства.
Артур Гримбл в книге «Узор из островов» описал ещё более странный способ охоты на осьминогов, который в обычае у жителей островов Гилберта.
Охотятся вдвоём. Один пловец действует как приманка, другой — охотник. Во время отлива оба плавают над рифами, высматривая осьминогов в расщелинах подводных скал и в коралловых гротах.
Когда увидят крупного осьминога, человек-приманка ныряет и пытается, дразня и задирая моллюска, вывести его из равновесия, вызвать на драку. Часто осьминог не поддаётся на провокацию и лишь поглубже заползает в дыру.
Но иногда он в ярости выбрасывает вперёд щупальца и оплетает ими надоедливую «рыбу» — тотчас ныряет охотник. Он хватает руками друга, стиснутого щупальцами осьминога, рывком отрывает вместе с моллюском от скалы. Человек-приманка переворачивается на спину, «сдерживая дыхание для лучшей плавучести», и подставляет висящего на груди осьминога под удар. Охотник сжимает руками голову осьминога и вонзает свои зубы между выпученными глазами спрута.
Хрящевой череп лопается — моллюск умирает, щупальца безжизненными плетями падают вниз. Ловцы с весёлым смехом плывут к берегу, чтобы нанизать добычу на шест.
Любые юноши из местных жителей, говорит Артур Тримбл, шутя добудут вам таким способом полдюжины осьминогов. На островах Гильберта подобная охота считается детской игрой.
Мы увидим, как рыбаки спускают на дно какие-то странные снасти: горшки да кринки. Каждая кринка бечёвкой привязана к длинной верёвке. Получается перемёт из кринок. Концы верёвок плавают на буйках.
Некоторые рыболовы проверяют поставленные раньше ловушки. Добыча упирается, не хочет вылезать из приглянувшегося жилища. Тогда рыбак бросает в кринку щепотку соли — упрямые пленники поспешно покидают убежище.
Конечно, это осьминоги: у них в обычае забираться в посудины.
Подметив эту их слабость, рыбаки многих стран опускают в море глиняную посуду, а море наполняет её пищей. Не всегда в кувшине сидит лишь один осьминог, иногда в нём поселяется компания из восьми-десяти квартирантов.
В Италии «кувшинный перемёт» называют муммареллой. Применяют его и в Индии, но вместо кувшинов индийцы подвешивают на лине крупные раковины морской улитки птероцеры — семьсот-девятьсот раковин. И ежедневно добывают такой снастью двести-триста осьминогов.
Кубинским рыбакам муммарелла тоже известна. Здесь осьминогов соблазняют раковинами улитки стромбуса. Проверяют ловушки каждый день, приблизительно четверть раковин бывает заселена пульпо, то есть осьминогами.
А в Тунисе рыбаки ведь вот до чего додумались — не горшки и даже не бочки бросают в море... целые дренажные трубы! Одну трубу за другой опускают на дно. Укладывают их рядами — длиной примерно в километр. Осьминоги не заставляют себя долго ждать.
Ловцы осьминогов у берегов Алжира и Туниса поступают иначе.
Из толстых пальмовых ветвей устраивают на мелководьях узкие и запутанные лабиринты. Сооружения милями тянутся вдоль берега. Во время отлива осьминоги находят в лужах внутри лабиринта удобные для себя убежища. Тут их без труда и собирают, связывают в пачки по пятьдесят штук. Артель из четырёх человек добывает ежедневно восемь-десять таких пачек, то есть четыреста-пятьсот осьминогов.
Некоторые исследователи утверждают, что Нептун получил свой традиционный трезубец от ловцов полипусов: издавна на берегах Средиземного моря осьминогов бьют такими острогами. Охотятся на мелководьях во время отлива.
А из глубокой воды осьминогов выманивают цветными лоскутками. Красную тряпочку привязывают к грузилу и забрасывают далеко в море. Если эту незатейливую снасть быстро подтягивать к себе, то иногда удаётся вытащить на берег вцепившегося в тряпку осьминога. Тут приходит в действие трезубец Нептуна, и осьминог прощается с жизнью.
На островах Тихого океана осьминогов бьют копьями ночью на рифах.
«Я хорошо помню, — пишет Паул Барч, — мою первую охоту на осьминогов. Наш корабль „Альбатрос“ стоял на якоре в полумиле от селения Лючо на Филиппинских островах. Мы только что вернулись на палубу, чтобы заняться рыбной ловлей при подводном освещении, когда заметили на берегу процессию с горящими факелами, шествующую из деревни к песчаной отмели, окаймлявшей риф.
Наше любопытство увеличилось до предела, мы спустили лодку и скоро присоединились к партии мужчин и мальчиков. Каждый держал длинный — в три-четыре метра — факел из расщеплённого бамбука. Факелы несли на левом плече, поддерживая левой рукой, и они были зажжены спереди. Правая рука освобождена для „боло“ — копья.
При свете факелов можно хорошо рассмотреть дно мелководья и осьминогов на нем, которые покинули надёжные пещеры рифа и вышли на охоту на мелкую отмель внутри него. Это забавные существа; их согбенные позы и большие испуганные глаза вызывают жалость и любопытство. Но рассматривать некогда — боло быстро вонзается в жертву, и осьминог уже извивается на тростниковой верёвке».
На острове Гуам Барч видел другой, совершенно ни с чем не сравнимый способ добычи осьминогов.
Сначала рыбаки, пишет он, ищут на отмели самую противную на вид голотурию. Привязывают её к верёвке с грузилом и отправляются на риф за осьминогами. Здесь с помощью голотурии исследуют расщелины рифа: голотурию опускают на верёвке в каждую впадину, в каждую дыру.
«Отрадная картина видеть этих ловцов. Они работают на гребнях бушующего прибоя с судёнышка столь
хрупкого, что просто непостижимо, как люди ухитряются удержать его и не разбиться в щепки».
Если голотурия попадёт в убежище осьминога, то «брезгливый» хищник сразу покидает его, спешит на «чистый воздух» и становится добычей человека. Очевидно, что-то такое есть у голотурии, добавляет Барч, что так сильно действует на осьминога, заставляя его избегать непосредственного с ней соседства.
Артур Гримбл в книге «Узор из островов» описал ещё более странный способ охоты на осьминогов, который в обычае у жителей островов Гилберта.
Охотятся вдвоём. Один пловец действует как приманка, другой — охотник. Во время отлива оба плавают над рифами, высматривая осьминогов в расщелинах подводных скал и в коралловых гротах.
Когда увидят крупного осьминога, человек-приманка ныряет и пытается, дразня и задирая моллюска, вывести его из равновесия, вызвать на драку. Часто осьминог не поддаётся на провокацию и лишь поглубже заползает в дыру.
Но иногда он в ярости выбрасывает вперёд щупальца и оплетает ими надоедливую «рыбу» — тотчас ныряет охотник. Он хватает руками друга, стиснутого щупальцами осьминога, рывком отрывает вместе с моллюском от скалы. Человек-приманка переворачивается на спину, «сдерживая дыхание для лучшей плавучести», и подставляет висящего на груди осьминога под удар. Охотник сжимает руками голову осьминога и вонзает свои зубы между выпученными глазами спрута.
Хрящевой череп лопается — моллюск умирает, щупальца безжизненными плетями падают вниз. Ловцы с весёлым смехом плывут к берегу, чтобы нанизать добычу на шест.
Любые юноши из местных жителей, говорит Артур Тримбл, шутя добудут вам таким способом полдюжины осьминогов. На островах Гильберта подобная охота считается детской игрой.